Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия

Россия в числе по лидеров по развитию цифровых госуслуг

 
Россия в числе по лидеров по развитию цифровых госуслуг 25.02.2019

По оценке ООН, Россия находится среди лидеров по развитию цифровых госуслуг. "Наступает решающий момент, идет цифровая революция, которая касается не только технологий, но в первую очередь людей и всей планеты. Мы становимся свидетелями одновременного развития больших данных, искусственного интеллекта, науки о данных, блокчейна, робототехники и других пограничных и быстро развивающихся технологий. Они совершенствуются и усиливают друг друга, влияя на все сферы нашей жизни", — высокопарно начинается 269-страничное "Исследование ООН: электронное правительство 2018".

Электронное правительство — информационные технологии в государственном секторе и обусловленные ими преобразования в этой сфере — поставлено экспертами ООН в один ряд с другими инновациями. Оно тоже влияет на жизнь людей, не просто делая ее удобнее, но меняя способы взаимодействия друг с другом, окружающей средой и государственными сервисами.

Цифровой переход в государственных ведомствах и службах начался в России почти 20 лет назад. Не то чтобы прежде пользовались только бумагой и телефоном, но и просто оборудовать кабинеты компьютерами и провести интернет было недостаточно. Сдвиг случился благодаря программе "Электронная Россия (2002–2010 годы)", которая осуществлялась одновременно с реформированием всей системы государственного управления. Как отмечают аналитики Всемирного банка, мало просто цифровизировать услуги — надо перестроить и процессы в "офлайне". 

В конце 2009 года в рамках "Электронной России" заработал в тестовом режиме "Портал государственных услуг Российской Федерации", или просто "Госуслуги". К марту 2018 года на нем зарегистрировалось почти 70 млн человек, которые воспользовались им более 1,3 млрд раз. Кроме главного портала есть похожие региональные и муниципальные сайты, позволяющие сделать самые разные вещи: получить справку, записаться к врачу, узнать оценки ребенка в школе.  

По последним данным Росстата, 70,5% граждан полностью удовлетворены качеством онлайн-услуг, еще 28,4% удовлетворены частично. Эксперты ООН тоже высоко оценили цифровые госуслуги и поставили Россию на 25-е место среди 193 стран, при этом отрыв от лидера, Дании, не очень-то большой: индекс скандинавов — 1, а российский — 0,92. Этот показатель не значит, что Дании больше некуда стремиться (а Россия близка к идеалу), но к 2018 году ничего лучше не сделано.

Как обстоят дела в других государствах

В странах, замыкающих рейтинг ООН, основные проблемы зачастую связаны не столько с самими услугами, сколько с инфраструктурой. На Кубе, занимающей 154-е место, в 2017-м только 40% жителей имели доступ к интернету. В последние три года на острове постепенно разрешают подключить к Сети персональный компьютер по месту жительства. До этого доступ был лишь у нескольких категорий граждан: врачей, журналистов, преподавателей, научных сотрудников. Интернет в стране дорогой: тарифы варьируются от 7 до 40 конвертируемых песо, а средняя зарплата кубинцев — чуть более 30 конвертируемых песо в месяц.

Большая часть институтов власти разных уровней уже создала страницы во Всемирной сети, но пока они служат в основном для того, чтобы сообщать людям информацию и чтобы те могли оставлять свои обращения. Портала уровня "Госуслуг" пока нет, но власти обещают запустить подобный проект. Правда, неясно когда.

В Таиланде (89-е место) хорошо развит мобильный интернет, но, как и на Кубе, нет единой системы оказания услуг населению — власти создают узкоспециализированные приложения. Недавно были представлены электронные водительские удостоверения, но только для тайцев. Полицейский при проверке документов просто сканирует QR-код и получает необходимую информацию, включая имя и фамилию, возраст, группу крови. Но пока жителям все равно нужно возить с собой оригинал документа, а чтобы его получить, нужно отстоять в живой очереди (через интернет не запишешься), отдать медицинскую справку, заполнить анкету. Налоги, запись к врачу, регистрация автомобиля, оценки в школе — все это пока недоступно онлайн.

Чтобы зарегистрироваться в системе госуслуг в Узбекистане (51-е место), гражданину или иностранцу с видом на жительство достаточно подать заявку онлайн. В местных СМИ постоянно говорят, что через интернет можно получить некоторые справки и произвести часть платежей, но пока для этого необходимо обращаться в специальные центры или соответствующие ведомства. Еще одна проблема — при онлайн-платежах не дают чек или справку с печатью, которые требуют всевозможные инспекторы.

Мексика в рейтинге ООН располагается на две строчки выше России, но тамошний единый портал госуслуг не пользуется особой популярностью. По данным газеты Economista, в 2017 году только 8,3 млн мексиканцев — порядка 17% населения — пытались заполнить заявления на получение документов или оплатить налоги через интернет. Успешно завершить процедуру смогли лишь 4,5 млн человек. Те, кому не удалось это сделать, указывали на проблемы в функционировании сайтов или отсутствие на них необходимой информации. Еще одна проблема — инфраструктурная: треть жителей и половина домохозяйств остаются без доступа к Сети.

На региональном уровне через интернет мексиканцы чаще всего платят налоги. Чуть меньшей популярностью пользуются оформление водительского удостоверения, получение актов гражданского состояния и справок о наличии или отсутствии судимости. На муниципальном уровне граждане в большинстве случаев оплачивают через интернет налоги на недвижимость, штрафы за нарушение ПДД, услуги по водоснабжению и водоотведению, а также запрашивают разрешение на проведение строительных работ.

Как устроены цифровые госуслуги в странах-лидерах

В Индии (13-е место), которая намерена в ближайшие годы войти в число ведущих IT-государств мира, запущены несколько онлайн-платформ. Почти все зарегистрированы в системе биометрической идентификации AADHAR. По сути, это личный идентификационный номер — соответствующее удостоверение выдается на основе собранных отпечатков пальцев, сканирования радужной оболочки глаза. AADHAR дает человеку цифровую подпись, но пока не является полноценным заменителем всех документов. Правозащитники и специалисты по безопасности указывают, что взлом базы AADHAR даст преступникам информацию почти обо всех гражданах страны, и попытки взлома уже были.

Система AADHAR связана с другими государственными сервисами. Один из самых популярных — MyGov.in, где граждане могут высказывать мнение по разным политическим вопросам. Приложение UMANG ("Объединенное мобильное приложение для управления нового века") позволяет воспользоваться услугами центрального правительства и правительств штатов: заплатить налоги, заказать справку и т.п. Еще одна популярная платформа — eHospital: через нее можно записаться на прием, оплатить процедуры и даже узнать, есть ли в больнице донорская кровь нужной группы.

Сразу за лидирующей Данией в рейтинге ООН расположились США и Сингапур. Правительство Сингапура еще в 2003 году запустило систему Singapore Personal Access (SingPass), которой пользуются более половины жителей города-государства. С помощью SingPass можно получить доступ к более чем 200 электронным услугам, которые предоставляют примерно 60 министерств и государственных учреждений. Получить SingPass может человек, достигший 15-летия. Кроме граждан и лиц со статусом постоянного жителя его предоставляют и тем, кто постоянно работает в стране. Оформиться можно через интернет или в специальных центрах, на это уходит около десяти минут, а из документов нужны только паспорт и местная ID.

Практически все государственные услуги, которыми пользуется человек в обычной жизни, доступны при наличии SingPass. Причем некоторые вещи, например запись к врачу, в большинстве случаев осуществляются только через интернет. Так можно даже открыть небольшую компанию. А для платежей большинство предпочитает пользоваться интернет-банкингом. Все местные банки предоставляют широкий спектр услуг, в том числе и автоматические платежи с различным периодом действия, которые здесь называются Giro.

"Внимание! Пропал человек... Разыскивается машина белого цвета с номерным знаком... Предупреждаем о резком ухудшении погодных условий в районе..." — эти и другие оповещения появляются в Нью-Йорке на электронных табло над дорогами, экранах смартфонов, в соцсетях и электронной почте подписчиков программы NotifyNYC.

Основной канал связи между жителями Нью-Йорка и муниципальными службами — раздел "311" портала электронных услуг NYC.gov. Это одновременно и номер городской телефонной справки, по которому можно звонить и отправлять текстовые сообщения. Через эту службу можно получить информацию примерно о 3,6 тыс. услуг 38 муниципальных ведомств. Помимо муниципального пакета электронных услуг существует масса мобильных приложений, которые помогают найти парковку, врача или даже туалет.

Как усовершенствовать цифровые госуслуги

Но порталы госуслуг — это малая часть электронного правительства, пусть и самая заметная простым людям. Как отмечают аналитики Всемирного банка, в России также появились единые системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), идентификации и аутентификации (ЕСИА), межведомственная система электронного документооборота, разветвленная сеть многофункциональных центров (МФЦ), система авторизации и верификации цифровых подписей, цифровая система государственных закупок, информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Но для дальнейшего развития всего этого недостаточно. Более того, некоторые достижения предыдущих этапов останутся в прошлом. Взять многофункциональные центры. Выступая на Российском инвестиционном форуме в Сочи, вице-премьер РФ Максим Акимов сказал: "Я очень надеюсь, что программа цифровизации станет "убийцей" МФЦ, потому что человеку будет незачем ходить куда-либо вообще". По его прогнозу, уже через три года порядка 50% госуслуг можно будет получить онлайн, не выходя из дома.

Задачи, которые нужно выполнить на следующих этапах цифрового перехода, сформулированы в "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы". Аналитики Всемирного банка считают, что для достижения поставленных целей придется постараться. Проблем несколько. В России плохо налажено взаимодействие между федеральным, региональным и муниципальным уровнями системы государственного управления. "Сегодня немногие органы местного самоуправления соответствуют национальным требованиям цифровизации", — считают эксперты ВБ.

Другая проблема — незавершенная оцифровка баз данных, которая должна была закончиться еще в 2015 году. Часто ведомства попросту не могут договориться, как им пользоваться базами друг друга. Это и создает трудности для простых людей, и мешает государству анализировать информацию для создания новых продуктов и принятия решений.

В заключение эксперты Всемирного банка пишут: "Достижение лидирующих позиций в цифровом правительстве требует полной цифровой трансформации государственного сектора, а также предоставления персонифицированных услуг гражданам и организациям по различным каналам, которые заслуживают доверия, характеризуются прозрачностью, эффективностью и высокой производительностью. Система должна будет основываться на данных и на принципах совместного использования данных, а также на сотрудничестве на всех уровнях государственного управления, частного сектора и общественности".

Источник: ТАСС


Возврат к списку